"ТЕАТР - ЭТО ТАКАЯ КАФЕДРА, С КОТОРОЙ МОЖНО МНОГО СКАЗАТЬ МИРУ ДОБРА". (Н.В. Гоголь)

Обо мне

Моя фотография
Работаю в Куйбышевском Доме детского творчества педагогом дополнительного образования. Я:1)педагог по физкультуре в школе раннего развития "Тропинка" и в группе детей с ограниченными возможностями здоровья "Шаг навстречу"; 2)руководитель театрального кружка "Маска". А ещё я провожу детские праздники.

понедельник, 7 марта 2011 г.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Происхождение игры рассматривалось разными учёными на протяжении многих сотен лет. Одни считали, что игра появилась на определённой ступени эволюции животного мира как форма жизнедеятельности молодых животных. Другие предполагали, что игра возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества.
Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А.Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника, т.е. такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития. 
Д.Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребёнка в производительный труд.
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыш, победа, приз). Другими словами, игра – это любая модель социального взаимодействия с чётко определёнными правилами.
В процессе игры:
– осваиваются правила поведения и роли в них социальных групп класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
– рассматриваются возможности самих групп, коллективов, аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
– приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, обрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
–  накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами: наглядными пособиями, компьютерными технологиями.
 
Теории игры

         Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский,      П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, К. Гросс, Ф. Шиллер,        Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.
Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьёзной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Эта теория связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет. Источник игры здесь не указывается, не вскрываются причины, вызывающие игру, мотивы, побуждающие играть. Гросс сводит игры человека к биологическому фактору, к инстинкту.
         В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Однако в этой теории не объясняется направление, в котором расходуются неизрасходованные силы, и почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность.
         Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию удовольствия от самого действия, независимо от результата. Деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения, а реальное содержание действия эта теория упускает из виду.
         Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удаётся реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать.
         Л.С. Выготский и его ученики считают, что человек, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придаёт окружающим предметам.
         Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших ещё применения в реальной жизни функций действования.
         Многие учёные пытались объяснить сущность игры, и в каждой теории есть свои плюсы и минусы.
 
Игра как метод обучения. Значение педагогической игры

Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной педагогике игровая деятельность используется в следующих случаях:
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
– как элемент более общей технологии;
– в качестве занятия, урока или их части (введение, контроль);
– как технология внеклассной работы.
         Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средством побуждения, стимулирования к учебно-познавательной деятельности.
         Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по следующим основным направлениям:
– дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
– деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве её средства;
– вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
         Человек, обучаясь в ходе игры, не подозревает о том, что чему-то учится. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.
         У каждого вида игры есть определённая функция:
– социокультурная функция;
– функция межнациональной коммуникации;
– функция самореализации человека;
– коммуникативная функция;
– диагностическая функция;
– игротерапевтическая функция;
– функция коррекции;
– развлекательная функция.
        
Игровые мотивы и организация игр

         Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации.
         Мотивы общения:
– обучающиеся учатся общаться, учитывать мнение товарищей;
– при решении коллективных задач используются разные возможности обучающихся;
– совместные эмоциональные переживания способствуют укреплению межличностных отношений.
         Моральные мотивы:
– в игре каждый может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.
         Познавательные мотивы:
– каждая игра имеет близкий результат, стимулирует обучающихся к достижению цели и осознанию пути достижения цели;
– результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
– обучающиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса;
– ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, а неудача воспринимается как поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность;
– состязательность притягательна для детей;
– таинство игры активизирует мыслительную деятельность, толкает на поиск ответа;
– мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
Выбор игры зависит от того, каков ребёнок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени её проведения, природно-климатических условий, протяжённости времени, светового дня и месяца её проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний.
Главная задача в предложении игры детям заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребёнка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.
Место игры должно соответствовать её сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих, быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов.
         Игра требует своего архитектурного и смыслового решения, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.
         Разбивка на команды, группы производится с помощью жеребьёвки, считалки.
         Распределение ролей не должно зависеть от пола ребёнка, возраста, физических особенностей.
         Существует несколько приёмов распределения ролей:
– назначение на роль непосредственно взрослым;
– назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
– выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
– добровольное принятие роли ребёнком, по его желанию;
– очерёдность выполнения роли в игре.
         При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим, вернуть потерянный авторитет, новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, – проявить себя, сдружиться со всеми.
Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: роль без действия мертва, ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Основные принципы организации игры:
– отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
– принцип развития игровой динамики;
– принцип поддерживания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
– принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
– принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил.
         Правильно организованная педагогическая игра является не только методом обучения, но и доставляет детям удовольствие, позволяет им развлечься и отдохнуть.
  
Литература

1. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999.

3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий